^Вверх

logo

«Роксану играет Ирина Купченко. Возрастной зазор между ростановской героиней и актрисой настолько очевиден, что не заметить его - большая бестактность, нежели подчеркнуть. Правда, Купченко пребывает в прекрасной актерской форме, поначалу ее и узнаешь-то лишь по голосу. Но постепенно в этой весьма изящной, модно одетой художником Павлом Каплевичем женщине проступает что-то ведьмовское, одновременно и отталкивающее, и комичное - как в превратившихся в пионеров старичков из старого детского фильма «Сказка о потерянном времени». На наличие у Роксаны непредусмотренного автором контракта с дьяволом в спектакле Мирзоева впрямую ничего не указывает, однако время над ней действительно не властно. Даже в последней сцене, спустя изрядное количество лет после основного действия пьесы, героиня Купченко ухоженна, тонка и хороша собой. Отчасти этим феноменом объясняется и главный жизненный выбор этой Роксаны. Дело в том, что, по Мирзоеву, для нее нет никакой тайны в том, что проникновенные поэтические речи и письма красавца Кристиана де Невиллета (Константин Соловьев) сочинены уродом Сирано де Бержераком. Все она знает и все видит. И выбирает из двоих молодого атлета с конской гривой, своей преходящей молодостью способного подпитать ее вечную молодость. Выбирает не совсем по своей воле: кажется, от Сирано ее отталкивает магнитная сила. Ведь его неестественная внешность так же нелепа и тревожна, как и ее неестественная свежесть. Самые сильные сцены спектакля - дуэты Роксаны и Сирано, двух причуд природы» (Р. Должанский «Сирано всех оставил с носами»).

«… Не менее интересной получилась у Ирины Купченко Роксана. Актриса уже несколько лет не играла на сцене Театра им. Вахтангова, но благодаря спектаклю снова вернулась туда. Чаще всего образ Роксаны становится в спектаклях по пьесе Ростана второстепенным. На долю этой героини выпадают наивное кокетство в начале пьесы и сентиментальные слезы о потере любимого в конце. У Мирзоева она становится активно действующим персонажем. Дуэт-поединок между Сирано и Кристианом режиссер превратил в триаду. Роксана всегда рядом с Кристианом и Сирано, вернее, между ними, как посредник между поэтом и его двойником. Письма Кристиана-Сирано изменяют характер кокетки, с легкостью игравшей чувствами мужчин, пробуждают в ней самоотверженность и готовность к жертве. Оплакивая смерть поэта, Купченко играет финал на эмоциональном пике, поднимаясь на трагическую высоту» (О. Романцова «Мирзоев и театральная традиция»).

«… Удивительным образом Ирине Купченко (Роксана) - актрисе совсем иной актерской манеры - удалось совпасть с этим лунным Сирано. Изысканно-кокетливая, стильная звезда в изобретательных костюмах Павла Каплевича, она так же причастна лунному свету, тонким вибрациям астральных тел, как и сам Сирано. Эта тайная магия влечет ее к Сирано не меньше, чем красота - к Кристиану» (А. Карась «Человек с Луны»).

«...Если в Суханове-Сирано - ткань, сердце и образ спектакля, то в Купченко-Роксане - немаловажная концептуальная глава сцендискурса. Подобно ростановскому Кристиану, хочется взять в суфлеры де Бержерака, чтобы тот нашептал слова восторга актрисе. Для меня было большим удовольствием наблюдать за ее восхитительным скольжением «на грани». Эти загорания и угасания, изысканная обольстительность и горькая простота, лукавство и исповедальная нежность. Вверх-вниз... Те самые «качели». Купченко играет «на низах». Фривольная походка вакханки и куртизанки, грудной голос, в котором манерность и обреченность. В Роксане - замес бытовой Мамаевой, авантюрной маркизы де Мертей и перезревшей Джульетты. Болезненная грусть и надломленная красота увядания... В Купченко меньше страстей, чем кто-то мог бы ожидать от романтической героини, но больше рассудка и знания. И тогда очевиден конфликт. Ясно, отчего их тянет друг к другу, этих равных соперников, согретых луной умников-лицедеев-плутов. Их интрига обоюдна. Просчитана каждым в отдельности. Заигравшись, они, в общем-то, погубили человека (смазливый угол треугольника - Кристиана), поэтому чувство вины могильной плитой зависло над ними. Но карты лучше не раскрывать. Ведь ни один не согласился бы на роль ведомого... Оба - Сирано и Роксана - ведущие. Первое действие Купченко и Суханов играют в «формате» Бомарше: хитрец-режиссер Фигаро (простите, Сирано) и кружева комедийной интриги... Кажется, Купченко и Суханов порою переходят границы актерской техники, и начинается обыкновенное театральное чудо» (О. Вергелис «Женитьба Сирано»).

Свою жизнь, и личную, и творческую, Ирина Купченко считает удачной. Вот уже более тридцати лет она замужем за Василием Лановым, также актером театра Вахтангова. У них два взрослых сына - Сергей и Александр.


Актерские работы:
· Дворянское гнездо [1969]
· Дядя Ваня [1971]
· Романс о влюбленных [1974]
· Звезда пленительного счастья [1975]
· Чужие письма [1975]
· Странная женщина [1977]
· Обыкновенное чудо [1977]
· Отпуск в сентябре [1979]
· Путешествие в другой город [1979]
· Последний побег [1980]
· Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей [1981]
· Без свидетелей [1983]
· Домой! [1983]
· Берега в тумане [Мглистые берега] [1985]
· Одинокая женщина желает познакомиться [1986]
· Последняя дорога [1986]
· Забытая мелодия для флейты [1987]
· Николай Вавилов [1990]
· Хомо новус [1990]
· Ближний круг [1991]
· Вне [1991]
· Танцующие призраки [1992]
· Будулай,которого не ждут [1993]
· Будулай, которого не ждут [Цыганский остров] [1994]
· Дом на камне [1994]
· Жестокая фантазия [1994]
· Роман "Alla Russа" [Обещание любви] [1994]
· Летние люди [Дачники] [1995]
· Старые клячи [2000]
· Приходи на меня посмотреть [2000]
· Благословите женщину [2003]
· Ночь светла [2004]
· Херувим [2005]
· Трое и снежинка [2007]
· Кука [2007]
· Розыгрыш [2008]