^Вверх

logo

Партнёры

bledans

История театра

x86A AWR9i4Первый на Алтае театр для детей – Алтайский краевой театр юного зрителя – был создан в Барнауле в 1958 году. Его основателями стали главный режиссер Глеб Томилин и директор Леонид Трухин. С разных концов страны приехали актеры-энтузиасты, одержимые идеей создания нового детского театра.

Свой первый театральный сезон ТЮЗ открыл 21 ноября 1958 года на сцене Клуба Меланжевого комбината спектаклем «Именем революции» по пьесе М. Шатрова. Театр сразу завоевал любовь и признание зрителей и вскоре получил собственную сцену в помещении Клуба УВД, где родились легендарные спектакли для детей «Аленький цветочек», «Красная шапочка», «Три поросенка», «Муха-цокотуха», «Два клена», «Обыкновенное чудо», «Сомбреро». Горячие дискуссии вызывали спектакли, посвященные острым молодежным проблемам: «Жизнь и преступление Антона Шелестова», «Они и мы». С неизменным аншлагом шел на сцене театра первый в репертуаре ТЮЗа спектакль по произведению русской классики – «На дне» М. Горького.

Большой вклад в становление молодого театра внесли талантливые режиссеры А. Геренбург, И. Трофимова, театральный художник А. Бердыченко, артисты П. Козлов, В. Кондратов, Б. Терехов, К. Кайгородцева, А. Виноградов, Л. Римшевич, Г. Модль, А. Корнев, А. Арефьева, А. Брахман, В. Николаева, А. Рябенко, Р. Джамбекова, Э. Кочеткова, С. Черепанова, Т. Чиликанова.

В 1964 году ТЮЗ был вынужден уступить свою сцену коллективу Театра музыкальной комедии и переехать в здание краевого Дворца пионеров. В этом помещении театр работал вплоть до 2011 года, занимая лишь часть здания, не приспособленного под театр. Все эти годы ТЮЗ не оставлял заветной мечты о собственном театральном Доме.

В начале сезона 1972-73 годов главным режиссером краевого ТЮЗа становится Захар Китай. С этого периода в театре утверждается героико-романтическое направление. На эмблеме театра появляются алые паруса. Спектакли семидесятых – это театр романтики, юношеской мечты о подвиге, друг и советчик молодого поколения. Это время молодых героев и театральных кумиров.

С приходом в 1975 году в Алтайский краевой театр юного зрителя режиссера Виталия Шабалина творческий процесс работы над спектаклями получает новое развитие. Ученик известного режиссера А.И. Эфроса, В. Шабалин смело экспериментирует с театральными формами, придавая спектаклям острое современное звучание. Событиями становятся постановки по русской классике: «Чайка» А.П. Чехова и «Свои люди – сочтемся» А.Н. Островского. Властно вступает на сцену актуальная современная пьеса.

Восьмидесятые годы обогащают афишу театра интересными постановками молодого главного режиссера Михаила Бычкова: «Команда», «Дон Кихот», «Песнь о Гайавате». Лучшим спектаклем репертуара на протяжении нескольких лет называли его «Бумажный патефон» по пьесе А. Червинского.

Счастливой сценической судьбой и благодарным зрительским признанием были отмечены многие спектакли, увидевшие свет рампы на рубеже 1980-90-х годов.

С 1997 года театр возглавляет директор Татьяна Козицына. Это время решительных перемен, требующих обновления репертуара, новых творческих идей, активного профессионального роста. Театр, имея яркую палитру детских спектаклей, направляет свои творческие силы на создание современного художественного репертуара, адресованного молодежной аудитории. Труппа пополняется талантливыми артистами, в лидеры творческого процесса выходит молодая режиссура. Выпускники ведущих театральных вузов страны смело экспериментируют на сцене театра, создавая спектакли глубокого содержания и ярких сценических форм, привлекающие внимание молодежи и интерес театральной критики. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина в постановке С. Красноперца, «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла в постановке К. Костина, «Мандрагора» Н. Макиавелли в постановке Сергея Бобровского, «Black dead cat» по М. Твену в постановке Антона Безъязыкова, «Любовь к трем апельсинам» К. Гоцци, театральный экзерсис «Куклы», «Федра и Ипполит» Ж. Расина в постановке Андрея Зябликова, - спектакли разной театральной эстетики, но одинакового высокого эмоционального звучания, вдохнули в театр новую жизнь.

театр – так в 2000 году по праву стал называться Алтайский государственный театр для детей и молодежи. В 2003 году в жизни театра произошло еще одно яркое и судьбоносное событие. Художественным руководителем театра стал народный артист России Валерий Золотухин.

В 2006 году театром совместно с Алтайской государственной академии культуры и искусств был набран целевой актерский курс Молодежного театра под кураторством В.С. Золотухина. Уже с первого курса ребята активно играли в репертуарных спектаклях и в 2010 г. всем выпускным курсом были

приняты в труппу МТА. Общий состав труппы на сегодняшний день – 35 артистов, среди них 4 заслуженных артиста РФ. Сейчас при театре проходит обучение второй целевой актерский курс под кураторством Валерия Золотухина (набран в 2009 г.).

За последнее десятилетие театр стал участником и дипломантом многих международных и российских фестивалей: «Театр без границ» (Магнитогорск), «Реальный театр» (Екатеринбург), «Сибирский транзит» (Иркутск, Омск, Томск, Улан-Удэ, Барнаул), «Радуга» (Санкт-Петербург), «Новые пьесы из Европы» - «NEUE STUCKE AUS EUROPA» (Германия, г. Висбаден), «Ново-Сибирский транзит» (Новосибирск) и других. В 2011 г. театр принял участие в национальном театральном фестивале «Золотая Маска» - Экспертный совет фестиваля включил спектакль «Прощание славянки» (по роману В.Астафьева «Прокляты и убиты», режиссер Дмитрий Егоров) сразу в две специальные программы: «Маска Плюс» и «Russian Case».

А 21 июня 2011 г. свершилось то, чего так долго ждал театр – было торжественно открыто собственное здание театра, реконструированное и реставрированное помещение бывшего ДК Меланжевого комбината на площади Октября. Масштабный проект по возведению уникального театрального комплекса вошел в Губернаторскую программу «75х75». 21 июня на сцене прошло празднование юбилея художественного руководителя театра В. С. Золотухина. А первым спектаклем на новой сцене театра стал «Бумбараш» В.дашкевича и Ю.Кима в постановке заслуженного деятеля искусств России Вячеслава Кокорина.

Сегодня театр продолжает активно направлять свои силы на работу с молодыми талантливыми режиссерами, создание ярких спектаклей детского и вечернего репертуара, привлечение в театр молодежной аудитории. Тем самым театр активно входит в театральное пространство России, занимая в нем свою прочную нишу.