^Вверх

logo

Партнёры

hotieva lyubovj

Событие сезона: МТА показывает "С любимыми не расставайтесь"

В дни премьеры билетов на этот спектакль купить было уже невозможно. МТА вновь серьезно говорит с молодыми людьми о серьезных вещах, и в очередной раз оказывается, что именно в этом они и нуждались.

s lub 005– Володинскую пьесу постоянно ставят, и ставят в режиме "ретро". Расставание – вечная тема, но ведь язык меняется, меняются слова, которыми надо рассказывать эту историю. Мне было интересно попробовать взглянуть на пьесу из нашего времени, перенести ее в сегодня, и было принципиально важно, чтобы получилась история только про молодых людей, – рассказывает режиссер Дмитрий Егоров. – Прошлой зимой я вернулся после постановки в Питер и увидел, что все мои знакомые – а я человек нестарый – или развелись, или на грани развода. Почему? Что такое брак сейчас? Он имеет смысл вообще? Для чего он нужен, кроме того, что это социальный инструмент, который позволяет ребенку получить фамилию отца? Почему старшее поколение не научило младшее любить, ничего этому поколению не передало, кроме тетки в загсе, кроме того, что брак – это "создать ячейку общества"?

Два часа с несчастными, глупыми, противными, запутавшимися, изо всех сил бегущими от реальности героями немелодрамы "С любимыми не расставайтесь" просто вынимают душу, выворачивают ее наизнанку. Спектакль не кончается, когда выходишь из театра в снег и город, финальная картинка остается в голове черно-белой открыткой, советской почтовой карточкой, напоминанием: никакого шанса, что только главные герои заплатят по своим счетам, а мы как-нибудь выкрутимся.

Но я об этом не думаю. Я об этом не думаю. Давайте скажем это вместе: "Я. Об этом. Не думаю".

Пьеса Александра Володина известна большинству зрителей по довольно скучному советскому фильму, в котором героиня Ирины Алферовой разводится с героем Александра Абдулова.

Режиссер Дмитрий Егоров перенес ее из хрущевской оттепели в 2012 год и сделал историю только про молодых людей. Он ни на миллиметр не отступил от своей главной линии: разговор о живой душе невозможен без участия живого человека, история на сцене должна дышать воздухом сегодняшнего времени, нравится оно нам или мы его ненавидим. Ребята на сцене заняты теми же безумными вещами, что и многие их сверстники в жизни: всю дорогу сидят, уставившись в свои проклятые гаджеты, употребляют запрещенные вещества и алкоголь. Они искренне веселятся под, с позволения сказать, песню: "Я тебя бум-бум-бум, ты меня бум-бум-бум", и дико ржут над героиней Ларисы Корневой,когда она читает им стихотворение о любви и дружбе.

У них не получаются любовь и семейная жизнь, взрослые их этому не научили. Единственное послание, которое дошло до них из времени, когда была написана пьеса, – до неловкости пафосное напутствие тетки из загса и дикое слово "брачующиеся". И единственное, что хорошо умеют эти ребята, – любым способом прятаться от реальности, огораживаться от жизни заборчиком из пяти слов: "Я об этом не думаю".

s lub 008В центре декорации – бумажная стена с узкой дверью, она же – большой экран, на который время от времени проецируется видео: густо накрашенные сотрудницы загсов напутствуют молодоженов. Спектакль начинается с того, что главная героиня удаляет свою страничку "ВКонтакте" под песню певицы Земфиры. "Без шансов, без вариантов, безотносительно именно к вам".

Катя и Митя, главные герои истории, разводятся. Митя думает, что Катя ему изменила. Катя не дурочка его разубеждать: ее бесит, что ей не верят, что пытаются ограничить свободу, – она что, в тюрьме? Чем громче они друг на друга орут, тем хуже друг друга слышат. Летят чашки, собираются вещи, хлопают двери, говорятся слова, которые вообще не прощаются.

История этих ребят перебивается бракоразводными процессами других молодых пар, легкомысленных или несчастных, настолько раздражающих любого разумного взрослого, что под финал Судья (Валерий Золотухин/Анатолий Кошкарев) наливает себе водки, берет вместо деревянного молоточка здоровенный молоток для мяса и, кажется, вот-вот начнет лупить им эту бестолковую молодежь. А все актеры, которые эту бестолковую молодежь играют, предельно с нами честны; и поражает, как легко, прямо играючи дается им эта абсолютная самоотдача, растворение в истории и героях. Видимо, это все-таки молодость.

В спектакле два актерских состава, я смотрела тот, что с Марией Сазоновойи Кириллом Фрицем, и опять поражалась гениальной дерзости актрисы, ее способности превращаться в натянутую струну и каждую минуту на сцене быть живой, подлинной. И когда она в полном ужасе от того, что видит своего Митю с другой девушкой, выходит мимо дверей в стену, мы понимаем: эта девчонка может еще и не такое. В финале герои встречаются в больнице, где слабой, потухшей Кате уже не до гордости: "Я скучаю по тебе, Митя! Скучаю, скучаю по тебе, скучаю по тебе!" Он оставляет дверь распахнутой, проходит через сцену и там, в глубине, открывает другую дверь – на улицу – и стоит, смотрит на белую зиму. Без шансов, без вариантов…
Дмитрий Егоров,
режиссер спектакля:
s lub 003Спектакль я бы посоветовал зрительской аудитории "от 18+ до 50-", в первую очередь - молодым, пожилые люди спектакль могут не понять (на премьерный спектакль с Золотухиным пришло много бабушек – ох, и тяжелый был зал!). Просто начинается спектакль с песни Земфиры и небольшого видео, как девушка удаляет страницу Вконтакте – ну, и дальше все в таком духе. Наверное, пожилой человек и не поймет, что вначале происходит с этой заставкой Вконтакте, что человек вместе со страницей удаляет свою жизнь, и что статус Вконтакте зачастую бывает сложнее поменять, чем развестись. Школьникам я бы спектакль тоже не посоветовал. Хотя после премьерного спектакля подходит женщина, говорит мне "Я учительница, хотела бы привести 9-й класс свой, мне кажется, им это будет важно…". Ну, мы не запрещаем, наше дело предупредить, что "спектакль не рекомендуется зрителям до 18 лет". И есть еще один не очень удобный для обывателя нюанс - спектакль идет два часа без антракта (пробовали сделать антракт – рвется история и мы антракт убрали).

Хотелось дать зрителю возможность поразмышлять, чтобы зритель не почувствовал себя вышедшим из театра, как из некоего культурного заведения, а начал сопоставлять себя с реальностью. Мы не хотели оригинальничать, честно - вся эта история с Контактами, мобильниками, ноутбуками и фотоаппаратом – без этих вещей мы не очень сейчас представляем себе реальность.

Пьесу "С любимыми не расставайтесь" постоянно ставят в театральных институтах в режиме "ретро". Да, расставание – вечная тема, но меняется театральный язык, меняются слова, которыми надо рассказывать эту историю. Мне было интересно попробовать взглянуть на эту пьесу из нашего времени, перенести ее в сегодня, и было принципиально важно, чтобы получилась история только про молодых людей.

Прошлой зимой я вернулся после постановки я в Питер, и увидел, что практически все мои знакомые (а я человек не старый) или развелись, или на грани развода. Почему? Что такое брак сейчас? Он имеет смысл, вообще? Для чего он нужен, кроме того, что это социальный инструмент, который позволяет ребенку получить фамилию отца? Почему старшее поколение не научило младшее любить, ничего этому поколению не передало, кроме тетки в ЗАГСе, кроме того, что брак это - "создать ячейку общества"? И что происходит в результате: от этого разлада действительно не рождаются дети, и страшновато подумать, что будет дальше.

За этой историей стоит еще одна важная для меня тема - отсутствие связи между поколениями. Женщина читает молодым стихи "Сначала были встречи… Потом – расставанья"…. Замечательные стихи, но пафос, с которым она их читает, вызывает у них только усмешку. Она дочитывает и говорит: "Александр Моисеевич Володин", а они его не знают, и не надо, наверное, им его знать.
Вместо этого - мобильник, интернет, наркотики, алкоголь, клубешники – попытка уйти от этой жизни в искусственную реальность. И, наверное, главные слова в спектакле для меня - "Я об этом не думаю". Потому что я отчасти тоже "об этом не думаю": ухожу в театр репетировать спектакль, занят с работой с актерами, занят созданием искусственных миров. А мир, настоящая жизнь, она остается за стенами