^Вверх

logo

Партнёры

poshelyugnaya yuliya

2546rthrthrthтеатр запускает новый проект «Пятый угол». Так называется сценическая площадка, место для поиска новых театральных форм, показа экспериментальных и самостоятельных работ актеров, рассказали в пресс-службе краевого управления по культуре и архивному делу.

«Пятый угол» станет долгоиграющим проектом, уверены в театре. А первой, презентационной работой будет спектакль «Убийца» по пьесе Александра Молчанова. Режиссером постановки стал артист МТА Кирилл Фриц. Это первая его профессиональная работа в таком качестве. Художник спектакля - артистка театра Мария Сазонова.

«Работа над этим спектаклем продолжалась четыре года, я начинал ее еще студентом, - рассказывает Кирилл. - Первый раз это была просто читка пьесы, потом — уже спектакль, который сейчас, конечно, трудно назвать полноценным. С тех пор я успел окончить академию, сходить в армию, вернуться и продолжить работу в театре. Естественно, я повзрослел и по-другому смотрю на мир, поэтому от самой первой постановки мало что осталось, сегодня я пытаюсь размышлять о природе человека, о том, как он ведет себя в обществе: говорит одно, а думает совсем другое. Несмотря на то, что пьеса написана несколько лет назад, она все равно - про сегодня, про вчера и, конечно, про завтра».

«Убийцу» можно будет увидеть в Молодежном Театре Алтая 6 и 7 мая.

1681568448864186В Молодежном театре Алтая ставят "Маленького принца" Антуана де Сент-Экзюпери. Произведение о дружбе путешественника с другой планеты Маленького принца и Летчика, о детстве и мире взрослых, о простых, но вечных истинах на сцене театра будет ясной, живописной историей. Спектакль раскроется для детей как книжка с картинками, рассказали работники театра.

"Дети вместе с Маленьким принцем побывают на разных планетах и увидят их странных взрослых обитателей, познакомятся с мудрым Лисом, прекрасным Цветком и необычной Змеей. Все эти персонажи помогут зрителям понять настоящие ценности в жизни человека", - говорят в МТА.

Режиссером-постановщиком выступает Дмитрий Егоров, художником-постановщиком - Ольга Никитина, а режиссером мультимедиа - Наталья Наумова.

Премьерный показ состоится 11 апреля.

ererg88ae8969aЦикл музыкальных программ, воспитывающих в детях любовь к музыке с детсадовского возраста, подготовили музыканты Русского камерного оркестра Барнаула. Благодаря этим программам дети знакомятся с удивительным миром музыки, учатся различать голоса оркестра, чувствовать язык музыки, понимать его, ориентироваться в музыкальных жанрах…

Музыкальная вселенная

За несколько лет участниками музыкальных программ Русского камерного оркестра стало огромное количество детей – воспитанников детских садов, школьников.

Идея создать цикл программ, участники которых от концерта к концерту учились бы слушать и понимать музыку, возникла у музыкантов Русского камерного оркестра давно. Они хорошо понимали: именно музыка может помочь воспитать в детях любовь к прекрасному, научить их чувствовать, сопереживать, ценить красоту. Тогда-то и решили поработать в этом направлении заслуженный артист РФ, художественный руководитель Русского камерного оркестра Алексей Кузнецов, концертный директор оркестра Валентина Ромина и заведующая отделом творческих программ краевой филармонии Наталья Гончарова, которая и стала автором множества программ для маленьких любителей музыки. Так возникли циклы «Путешествие в оркестр», «Музыкальная вселенная»…

– Прежде чем работать с детьми разного возраста, мы пригласили на встречу заведующих детскими садами, завучей школ, методистов и педагогов, с которыми обсудили важный для нас вопрос: какие подходы нужно использовать для того, чтобы научить ребенка любить и ценить музыку? – рассказывает помощник художественного руководителя Русского камерного оркестра Ольга Старкова. – Тогда все мы пришли к мнению, что нужно создать сказочные сюжеты, в которых обыгрывалась бы та или иная музыкальная тема. Так возникла программа «Русские потешки», рассказывающая о доме, где живет музыка вместе с другими обитателями – музыкальными инструментами.

Кстати, именно с этой программы оркестр начинает знакомить детей с миром музыки, предлагая им послушать задорные наигрыши, стишки и попевки вместе с космическим путешественником Мисидо, прибывшим на планету Земля за новыми песнями. А за этой сказкой следует другая, в которой звучит музыка Баха, Моцарта, Россини, Чайковского, Римского-Корсакова в исполнении оркестра. Все это сопровождается продуманным видеорядом, над которым, кстати, тоже трудилась автор программ – Наталья Гончарова. Например, сказка «Серебряный Винтик и Шерстяная Ниточка» – настоящий эксклюзив. Ее герой – маленький робот Серебряный Винтик, который еще не умеет грустить или радоваться, но постепенно учится этому благодаря своей подруге Шерстяной Ниточке и окружающей их музыке. В итоге робот понимает, что такое настоящие чувства, что такое красота…

– Задумывая цикл программ, мы решили пойти от простого к сложному, то есть сначала рассказать детям о музыке языком народных прибауток и потешек, а потом донести до них образцы классической музыки, – говорит Ольга Ивановна. – Все это сопровождается актерской игрой, ведь в детских программах участвуют актеры из барнаульских театров – Театра драмы, МТА, Театра музыкальной комедии… Кроме того, наши программы интерактивные, а значит, дети в них принимают активное участие.

По странам и континентам

Музыкальные циклы Русский камерный оркестр постоянно пополняет новыми программами. К примеру, не так давно специально для дошколят музыканты подготовили программу, название которой – «В плену у шестиногих». Это своего рода сказка- опера о бережном отношении к природе, герои которой – два школьника, Пенкин и Туманов, попавшие в плен к насекомым. А в настоящее время оркестр работает над программой «Три кита – песня, танец, марш», понятно, что в ней будет рассказываться о самых популярных жанрах музыки.

– Сегодня Русский камерный оркестр тесно сотрудничает практически со всеми детскими садами города, – поясняет Ольга Старкова. – Но не только дошколят и детей младшего школьного возраста мы приглашаем на наши концерты, а также и старшеклассников. Для них мы проводим презентацию оркестра, в рамках которой музыканты исполняют классические миниатюры, обработки известных народных песен, популярные мелодии из кинофильмов, а артисты театров читают стихи, рассказывают о композиторах, о музыке. Для ребят повзрослее мы представляем программу «По странам и континентам» – своего рода музыкальное путешествие. Популярна программа «Русский секрет», в которой мы пытаемся раскрыть секрет обаяния русских народных мелодий, звучащих в современных обработках.

Кстати, летом Русский камерный оркестр исполняет свои программы для воспитанников пришкольных лагерей. К примеру, в прошлом году особой популярностью пользовалась программа «Музыка театра и кино», в которой звучали мелодии самых знаменитых российских и зарубежных авторов, пишущих музыку для кино: Морриконе, Лей, Петров, Таривердиев… Нередко бывает, что музыканты сами выезжают в школы с концертными программами по предварительной заявке.

Для того чтобы дети из дошкольных учреждений и учебных заведений могли комфортно добраться до концертного зала на пр. Комсомольском, 108а, Русский камерный оркестр предоставляет им транспорт. У оркестра есть договоренность с автотранспортными предприятиями Барнаула, имеющими разрешения на перевозку детей, и, разумеется, транспорт, отвечающий всем требованиям безопасности.

– Вопросы доставки маленьких любителей музыки мы взяли на себя, потому что нам необходимо быть уверенными в их безопасности, – поясняет Ольга Старкова. – Но к нам можно попасть не только в составе группы. В зал Русского камерного оркестра ребенка могут привести родители, предварительно уточнив тему программы и возраст, на который она рассчитана. В будущем свои программы мы планируем сделать регулярными и посвящать им субботние дни. Приходите к нам, мы всем будем рады!

Напомним, в 2013 году Русский камерный оркестр Барнаула – один из лучших профессиональных музыкальных коллективов Сибири – отметил 20-летие. Одна из особенностей оркестра в том, что его репертуар одинаково интересен как людям искушенным, так и новичкам, ранее не посещавшим подобные концерты. Как объясняет руководитель коллектива Алексей Кузнецов, все дело не только в камерности оркестра (он состоит из 15 человек), но и в необычном подборе инструментов. Как оказалось, сочетание звуков домры и балалайки с гитарой, флейтой, гобоем, кларнетом и контрабасом дает интересный эффект, благодаря чему Русский камерный можно считать эксклюзивным оркестром, которому подвластно все – от произведений Чайковского и Вивальди до джазовой музыки и эстрадных хитов.

IMdtyh5r434tтеатр можно поздравить — его репертуар пополнился еще одним замечательным спектаклем для всех возрастов. «Маленький принц», уверена, вызовет не один торжествующий взгляд детей в сторону «этих поразительно странных взрослых», да и родителей заставит иначе взглянуть на себя. Но самое главное - это мудрая и очень душевная история, которая ведет разговор о важном на равных и с детьми и со взрослыми.

Команда, работающая над спектаклем, называет его «Солярисом для детей». Дмитрий Егоров его охарактеризовал как «сказку для взрослых». И то и другое — верно. И дети и взрослые здесь найдут, что почерпнуть и унести с собой: кто-то - "звон 500 миллионов бубенцов", а кто-то глоток воды, которая "бывает нужна и сердцу".

Скупое оформление сцены помогает сосредоточиться на главном - словах героев. Несколько кубов, похожих на ящик с барашком из рисунка Летчика, которые периодически становятся мебелью для действующих лиц, да "мультимедийный" экран. Этот экран - важное звено спектакля: именно он позволяет не загромождать сцену самолетом и прочим необходимым сюжету атрибутом, и именно он помогает автору и актерам акцентировать внимание зрителя на том, что нужно: из маленького ростка появилась прекрасная роза на планете Маленького Принца, на перелетных птицах путешествует Маленький Принц, а вот Делец превращает яркие звезды в скучные цифры. На экране появляются то рисунки «удава», «барашка», то меняются планеты, а то разыгрывается настоящий театр теней. Многие сцены потрясающе красивы. И это вносит сказочное разнообразие в действие, элемент мультипликации, который не позволяет даже маленькому зрителю заскучать от философских диалогов и монологов.

«Я знаю одну планету, там живёт такой господин с багровым лицом. Он ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. С утра до ночи он твердит: «Я человек серьёзный». И прямо раздувается от гордости. А на самом деле он не человек. Он гриб», - эту цитату Маленького Принца Дмитрий Егоров вынес в эпиграф к своему спектаклю.

Не раз критики говорили, что Егоров-режиссер склонен к морализаторству. Но никто из них еще не доказал, что это плохо. Вот и в этом спектакле Егоров дает возможность взрослым увидеть себя через восприятие ребенка: каждая планета - определенный типаж "этого странного народа", забывшего, что когда они "тоже были детьми" - все они: и Король, и Делец, и Честолюбец, и Пьяница - в одинаковых костюмах, и все их действия, которые они считают жутко важными и серьезными, на самом деле - никчемны и глупы.

"На твоей планете, — сказал Маленький принц, — люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут…А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды… Но глаза слепы. Искать надо сердцем".
На "прощание с Барнаулом" бывший главный режиссер театра поставил сказку о мудрости детской души. О путешествии, через которое познаешь тоску по единственной в мире Розе, даже если она такая же как пять тысяч других. И о том, что когда позволяешь себя приручить, потом случается и поплакать.

Маленький Принц в исполнении Полины Шипулиной — резковатый мальчишка, не просто имеющий на все собственное мнение, но готовый его отстаивать, прямой и искренний, страдающий от одиночества, и в то же время чутко оберегающий границы своего "Я".

Такой образ Принца вызывает отклик у сегодняшних детей. По крайней мере, мой 9-летний знакомый, привыкший к гораздо более динамичному развитию сюжета и ярким «киношным» образам, сурово ответил на мое сомнение: «Мне понравилось. Еще пойду». И, отворачиваясь: «зачем он пошел к змее? Почему нельзя по-другому?». ( Правда, по признанию тех же юных зрителей, их слегка смущает прическа "принца", которая уж слишком указывает на то, что актер - "девочка").

Еще один яркий образ в этой сказке - Лис - его играет Алексей Межов. Ироничный и мудрый - ему удается доходчиво и без дидактики рассказать зрителю, что "ты навсегда в ответе за тех, кого приручил". И дать наглядный урок: даже если тебе хочется плакать при расставании, это все равно хорошо, потому что теперь тебе есть что вспомнить.

И нельзя ничего не сказать о Летчике (Валерий Лагутин ), который дает надежду на то, что есть все-таки взрослые, которые не утратили связи с детством. Он надежен, мудр и деликатен - о таком друге мечтает каждый ребенок. И, наверное. каждый взрослый мечтает быть таким другом своему ребенку.

Да, Молодежный театр можно поздравить. Но, к огромному сожалению, премьерный показ «Маленького принца» в апреле всего один: 11 апреля. В следующий раз спектакль покажут только через месяц — 11, а потом - 25 мая.

Может быть, администрация театра сумеет найти возможность сделать подарок зрителю и показать спектакль раньше, чем через месяц, а иначе, как сказал Дельцу Маленький принц: «Какая польза звездам от того, что ты ими владеешь?»

vsref34059b90e4c37На прошлой неделе известному алтайскому композитору Михаилу СТАРИКОВУ исполнилось 75 лет. Свой юбилей Михаил Филофьевич отпраздновал в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая.

Музыкальную жизнь города и края трудно представить без произведений Михаила Старикова. Достаточно вспомнить песню «Ветка горного кедра», которая стала чуть ли не гимном туристов – не только алтайских, но и прибывших издалека. Причем вот парадокс: тогда эту песню про «костер запоздалый» и «телецкий прибой» местные путешественники привозили на Алтай издалека, даже не догадываясь, что родилась она здесь, в Барнауле.

Сегодня на счету музыканта, композитора-песенника, театрального композитора – около 200 популярных песен и музыка, написанная более чем к 150 спектаклям (ведь Михаил Стариков без малого 45 лет заведовал музыкальной частью Театра драмы).

В соавторстве с поэтами

Михаил Филофьевич родился в селе Жилино Первомайского района в большой многодетной семье. Мать будущего композитора – Анфиса Степановна - рано овдовела и воспитывала восьмерых детей одна. Михаил Стариков рос ребенком музыкальным, самостоятельно освоил игру на баяне, аккордеоне, фортепиано. Тогда-то он и осознал, что хочет связать свою жизнь с музыкой, и поступил сначала в культпросветшколу, а потом в музучилище, куда будущего композитора взяли без экзаменов, – на этом настоял известный педагог Леонид Калинкин, сразу разглядевший в Старикове талантливого ученика.

Еще учась в училище, Михаил Филофьевич попал на радио (тогда – радиокомитет, будущая ГТРК «Алтай»). Его пригласил легендарный журналист Виктор Серебряный с просьбой написать песню к радиожурналу. В итоге родилась песня «Ну какой без смеха отдых! Всем нам нужен смех как воздух…», которая долгое время звучала из радиоприемников. То были стихи трех поэтов: Владислава Козодоева, Геннадия Панова и Николая Черкасова, впоследствии ставшими друзьями композитора. Затем Михаил Стариков стал брать в соавторы и других поэтов, таких как Геннадий Панов, Владимир Башунов, Леонид Мерзликин, Владимир Казаков, Игорь Пантюхов. Почему в соавторы? Потому что в написанных ими стихотворениях нередко приходилось менять слова ради сохранения песенного строя. Поначалу поэты обижались, а потом соглашались. Вероятно, понимали, что, превратившись в тексты песен, их строчки автоматически переносились в вечность. Одной из таких стала песня, написанная на стихи Елизаветы Бродской, «Сторона моя Сибирь». Кстати, как вспоминает сам Михаил Филофьевич, тогда это был своего рода соцзаказ (правда, неоплачиваемый), поступивший от председателя радиокомитета Николая Юрченко. Сегодня эта песня считается одной из лучших песен о Сибири.

– В разные годы я работал музыкальным редактором и режиссером зарождающегося тогда краевого телевидения. Кстати, именно здесь частично исполнилась моя детская мечта стать журналистом, – вспоминает Михаил Филофьевич. – Был музыкальным руководителем только создававшегося в те годы ансамбля русского танца «Огоньки», много лет проработал в театре, на протяжении десяти лет был бессменным председателем жюри фестиваля «Песни иткульского лета»… Сегодня мне кажется, что из того времени я никуда не делся, до сих пор в нем и живу. Словно я по-прежнему молод, полон сил и творческих планов.

«Музыка Михаила Старикова…»

Понятно, что за столь насыщенную жизнь у Михаила Филофьевича завязалось немало интересных знакомств, многие из которых переросли в дружбу. Верные друзья юбиляра пришли на этот вечер в ГМИЛИКА. Люди, представляющие собой разные творческие и деловые сферы, много рассказали о герое торжества. Напомнили они и что Михаил Стариков всегда был скромным, застенчивым. Впрочем, таким, нелюбящим публичности, остается и сегодня. Таким он был и в своей первой песне «Не обижайся», написанной еще в школьные годы, – и, разумеется, это была песня о любви. Хотя от известности и публичности уйти сложно. Ее принесла уже одна из самых первых песен «Тихо шумит лес у пруда…», посвященная родине. Кстати, сегодня Михаила Старикова можно назвать рекордсменом по числу песен, написанных об Алтае и Сибири. Их названия говорят сами за себя: «Родина моя, Алтай», «Юность Алтая», «Поклон Алтаю», «Село мое», «Алтай – жемчужина Сибири».

– Михаил Филофьевич – человек уникальный, – подчеркнул, поздравляя юбиляра, директор ГМИЛИКА Игорь Коротков. – Сегодня его имя значится в музыкальной энциклопедии Алтайского края, а совсем скоро ему будет посвящена статья и в театральной энциклопедии, которая готовится к изданию. Еще будучи студентом музыкального училища, Михаил Стариков активно сотрудничал с краевыми театрами, писал музыку к спектаклям ТЮЗа (нынешнего МТА), Театра драмы, где долгое время существовал свой оркестр. Затем его музыка звучала в спектаклях и других алтайских театров – Театра кукол, театров Рубцовска, Бийска…

Как вспоминает алтайский музыковед Михаил Стюхин, первый спектакль с музыкой этого композитора «Если в сердце весна» шел в Театре юного зрителя в 1962 году. Первоначально спектакль должен был сопровождаться музыкой известного композитора-песенника Аркадия Островского (автора детской песни «Спят усталые игрушки»), но тот не успевал по срокам. Тогда руководство театра поручило Михаилу Филофьевичу сделать свой вариант музыкального оформления спектакля. В итоге спектакль пошел с музыкой и маститого Островского, и начинающего Старикова. Затем последовали другие театральные работы. В Краевом театре драмы в разные годы шли спектакли с музыкой композитора: «Ночь ошибок» (1968), «Я всегда улыбаюсь» (1974), «Конец» (1975), «Декамерон» (1993) и др. С музыкой Михаила Старикова были поставлены спектакли и в других городах Алтайского края – «Багряный бор» в Бийске, «Свадебное путешествие» в Рубцовске.

– Все, что сделал Михаил Стариков для нашего театра, – неоценимо, - говорит директор Краевого театра драмы Любовь Березина. – Правда, особенность театрального искусства в том, что от спектаклей остаются только афиши и память зрителей. А лично у меня – еще воспоминания молодости, когда на смотрах художественной самодеятельности нередко приходилось объявлять творческие номера: «Музыка Михаила Старикова…». Тогда я и подумать не могла, что когда-нибудь буду поздравлять с юбилеем человека, который так искусно умеет подбирать слова, запомнившиеся на всю жизнь благодаря музыке.

Сегодня Михаил Филофьевич – почетный гость музыкальных фестивалей, участник творческих вечеров (увы, все чаще памяти того или иного алтайского писателя или поэта). Узнать его можно по знаменитой улыбке, которой он одаривает всех, с кем встречается взглядом.